Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 23.05.09 11:29. Заголовок: Святейший патриарх Кирилл
Нам необходимо познакомиться с Патриархом. Пусть здесь будут материалы о его деятельности..
| |
|
Ответов - 56
, стр:
1
2
3
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 01.11.10 01:09. Заголовок: Батюшка, позвольте п..
Батюшка, позвольте пару слов на сей счёт. Тут, как видится, ещё одно проявление церковного искусства сочетани акривии и икономии, как неких двух крыл единой любви в таинстве промысла Божиего. В слаженном и гармоничном движении их - царский путь, срединный, верный. При этом, образно выражаясь, шевелик крылами сама церковь земная, снарод, государство, семья, человек. Перевес, приоритет, усиление одного из крыл ведёт к нарушению пути царского, отклонению от траектории спасительной. Всякий взмах акривии уравновешиватся икономией. это неудобовразумительное явление сродни неслиянному и нераздельного едиству в догматике. Так невозможно никакое послабление без удерживания традицией и консерватизмом. Как немыслим строгий консерватизм без степени свободы и снисхождения к энтропиии окружающей. Другое дело, что у икономии, как и акривии полагаются пределы взаимодопустимые. Степень допустимости - из ряда явлениий Божиего промысла и Любви. И всё же ни какая здоровая икономия не попустит в себе догматических отступлений и отпадений от Символа и Предания апостольского. Степень "не попущения" должна бы, как видится, определяться соборне, а не келейно. "Изволися Духу Святому и нам...". А то что соборность,как явление практически изжито - так это уж действительно веяние разрушительное, в котором уже не работает ни акривия, ни икономия, но видится некий коллапс.
| |
|
|
Отправлено: 01.11.10 17:08. Заголовок: Потешу свою гордыньк..
Потешу свою гордыньку, выскажусь... Может от недостатка знаний, конечно, но преследует навязчивое сравнение... Мы сейчас подобны евреям, вернувшимся из вавилонского плена. Ну, что тоже 70 лет прошло - это так, на совпадения спишем... Да и возвращаться не все захотели. А вот то, что с духовной жизнью народа при этом происходит... Церковь чуть ли не заново отстраивается! В том смысле, что в один практически миг она выросла в разы! И сохранившаяся почти в виде 'споры' Церковь не смогла 'переработать' нахлынувший поток вернувшихся. Надо ещё учесть, что таки вернувшиеся - уже сформировавшиеся личности! 'Переделать' их совсем - уже никому не удастся... Неизбежно всё приходит к тому, что эти вот новобранцы (просто в силу своей численности) и определяют дух, царящий в Церкви.*** И речь не идёт лишь о прихожанах. Отличительной, как мне кажется, чертой - Zeitgeist'ом, стала удручающая разница желаний и возможностей вновь прибывших. То, что о.Алексей назвал 'духовным уровнем'... Вопрос - надо ли подстраиваться?! Надо ли всё менять, чтобы привести устав в соответствие с действительностью? Как-то вот кажется, что не стоит этого делать... Во-первых, не будем забывать, что за нами, даст Бог, придёт другое поколение... Почему мы за них решаем, что и они не 'потянут'? Мы не можем - куда уж им?! Кажется, что разумнее было бы оставить всё, как есть. Не мы строили - не нам и переделывать! Во всяком случае, надо постараться сохранить и передать в том виде, в каком нам досталось... Что до буквального следования букве требника... Полагаю и в более благополучные времена 'отлучения' не назначались автоматически. Т.е. смотрели по ситуации. Просто сейчас эти, когда-то - исключения, временно стали правилом. Давайте оставим всё как есть! Пусть, читая устав, каждый будет поражаться степени своего убожества. Разумеет, что допуск его к Таинствам совершается велией милостью! Если же узаконить то, что сложилось... Дело известное - тут только начни! Уже не остановить будет! Мне кажется, нас к этому со всех сторон подталкивают! ______________________________ *** - Взять хоть знакомую вероятно многим неофитскую категоричность (чтоб не сказать фанатизм)... Фарисейство, насколько я знаю, в похожей атмосфере зарождалось. Зарождалось как вполне себе благородный и чистый порыв!
| |
|
|
Отправлено: 01.11.10 17:35. Заголовок: как по латыни: "..
как по латыни: "Мы мыслим столетиями!"?
| |
|
|
Отправлено: 08.11.10 23:03. Заголовок: ... не знаю. Но узна..
... не знаю. Но узнать - не проблема .. Несколько... потерял нить рассуждений. Оставить всё, как есть или переменить взгляд на церковную жизнь - как на "свершающий апокалипсис" - не сложно. На практике всё именно так и остаётся. Полагаю, меж тем, что - к сожалению, остаётся. Перемены в Церкви необходимы. Они - неотъемлемая часть церковной жизни. В которой в первую очередь возможны перемены к лучшему, если они вообще возможны. Полагаю, возможность дальнейшего развития заложена здесь святыми. Сколько канонов не написано - сколько служб может совершать только по общим минеям?! Сколько правил церковных остаётся в вынужденном забвении?! Сколькие сокращения вопиют о былом величии?! Скольких святых может быть ещё явлено мiру?! Сколькие вопросы не получили ещё правильного ответы?! Отрицать поступательное движение церковной практики - бессмысленно. История свидетельствует нам: добрые времена бывали и жизнь церковная исправлялась. XVII век - движение "боголюбцев": упразднение многоголосия, появление проповеди на церковном амвоне, борьба с пьянством и самодурством дворянства. Чем не прекрасные черты?! Прославление сонма новомучеников на соборе 2000 года - разве это не верный, замечательный акт?! Избрание Патриарха в 1917 году, созыв поместного собора после стольких лет глухой тишины - разве это не проявление возрождающейся церковной жизни?! И это - первое, что пришло в голову. Итак, добрые изменения возможны. Вопрос лишь в том, какие именно изменения мы назовём добрыми?! Нам просто недостаёт ещё сил, чтобы изменения церковной жизни стали возможны. Добрые и правильные изменения - изменения Духом Святым. Может статься, последний поместный собор не произвёл на многих должного впечатления. Но это не значит, что настоящий, вполне представительный и авторитетный собор невозможен (больше) в принципе. У нас просто не хватает пока сил. Они должны "нарасти" - после 70 советских лет. И так не только в отношении собора. Многие стороны церковной жизни (приходская жизнь, научная работа, монастырская практика etc., etc.) ожидают перемен к лучшему. И если мы с вами не отступим, не пошатнёмся во грехи - всё это должно перемениться ко благу
| |
|
|
Отправлено: 09.11.10 23:16. Заголовок: Можно говорить, что ..
Можно говорить, что новые добрые явления - не есть новые; что всё это уже было в церковной истории и только было оставлено по тем, или иным причинам. Но смысл остаётся прежним: добрые перемены - вполне возможны. Можно даже поставить вопрос: на какие времена лучше нам ориентироваться; что строить (если мы строим) - XIX век, или XVII, или, может быть, X-й? Или лучшие времена церкви - это апостольский век? Если мы сочтём такую постановку вопроса имеющей право на существование, то ответом, полагаю, должно быть нечто вроде: только не XIX... Но это уже другой разговор
| |
|
|
Отправлено: 10.11.10 18:47. Заголовок: Батюшка, благословит..
Батюшка, благословите на некоторую полемику. перемены к лучшему, если они вообще возможны Знаете ли, это сомнение высказанное в начале Вашего поста представляется наиболее точным и созвучным устойчивой убеждённости ярких авторитетов наших дней, например архиеп. Аверкия, архим. Иустина о необходимости сохранить имеемое более, чем развить его. Думается, что евангельская притча о преумножении даров в данном контексте касалась бы более внутреннего духовного состояния церкви, преумножающей дары Духа Святаго. Внешние перемены сравнил бы с введением электрических паникадил и электроподсветок фасадов, никак не влияющих на «содержимое» храма и богослужения в нём, разве немного втягивающих в пошловатый мутный поток духа времени. Представляется, что речь надобно вести именно и прежде всего – о сохранении и элементарном духовном выживании и противо-стоянии в апостасии. Отрицать поступательное движение церковной практики – бессмысленно Хотелось бы уточнить: как бессмвссленно отрицать физическую и духовную реальности апостасии и живое противостояние ей. Эти внешние признаки живости, как бы сродни воздыманию дышащей грудной клетки, но не самому передвижению тела (простите за не вполне удачное сравнение). Так и упомянутый Вами в этом контексте Собор 2000 г., скорее, не развитие, но свидетельство дыхания живого организма. А собор 1917 «после стольтких лет глухой тишины» (???) едва ли связан с возрождением церковной жизни, скорее – с восшествием к распятию её. О «глухой тишине»: довелось как-то пристально листать разные издания провинциальных подшивок епархиальных ведомостей. Никакого впечатления глухости, ей-Богу! Биение, пульсация ярких и живых церковных событий просто завораживали в этих пухленьких газетах - живых свидетельствах. Совсем не понимаю, отчего Вы так категоричны и безапелляционны в суждении о веке ХIХ «ответом, полагаю, должно быть нечто вроде: только не XIX...». Уж не видится ли он Вам «тёмным царством» с «глухой тишиной»? Я, грешный, начитавшись Сергея Ольденбурга и подобных книжек, ну никак подобного бы не помыслил. Может статься, последний поместный собор не произвёл на многих должного впечатления. Представляется, что впечатление произвёл именно такое, как и замышлялось: ошеломляющее – в прямом смысле слова – дубьём по шелому! Пришибающее то бишь. Впечатление искоренённости соборного начала, о котором только в Символе осталось и в строе литургическом. Веруем, но не видим – блаженны значит. Впечатление оформленного торжества административного могущества, торжества авторитарных начал над соборными. У нас просто не хватает пока сил. И тут хотелось бы заметить, что силы не есть масса мышечная (покачал – наросло), но скорее, как в иерархии ареопагитовой, явление духовных сущностей в пространство приуготовленное к восприятию. Силы наши скорее истаивают и исходят, оставляют. И снова отсюда – задача охранения малого остатка их. Многие стороны церковной жизни (приходская жизнь, научная работа, монастырская практика etc., etc.) ожидают перемен к лучшему. И снова о том же: задачи перемен этих «многих сторон» представляется не слишком существенной. Ну что латать стены, если дух исходит зримо, как из Софии Цареградской. Говоря о существенных переменах хочется вспомнить, к каким «новшествам» была приставлена наша Церковь в выборе между развитием отношений с властью Бого-борческой или уничтожением. Сделанный выбор до сих пор кровоточит. И для уврачевания раны - единое упование на чудо преображения властей. А нюансы практики приходской, научной, монастырской, как видится, всегда решались так сказать «в рабочем порядке, по месту, по мере поступления задач». Это всё не есть развитие, но, в данном случае, просто подмена понятий. Простите многословие и благословите.
| |
|
|
Отправлено: 10.11.10 23:55. Заголовок: Добрый вечер, Димитр..
Добрый вечер, Димитрий. "перемены к лучшему, если они вообще возможны Знаете ли, это сомнение высказанное в начале Вашего поста..." - это не проявление сомнения. Это попытка включить обе точки зрения, обратиться к обоим собеседникам, если можно так сказать. Ибо я грешный, полагаю, что они возможны, а Вы, насколько я понимаю, нет.. О девятнадцатом веке я не слишком хорошего мнения, но это не относится к делу. Апостасия.. Отступление никогда не бывает монохроматичным процессом (как и любой вообще). Оно всегда предполагает и обратный движение. Так, на фоне внешнего благополучия церковной и, вцелом, общественной жизни в том же XIX веке развилась революция, которая и погубила прежний русский мiр. И наоборот, общее отступление от церкви в двадцатом явило истинную ея святость и подвигло людей к обращению.. Итак, принимая во внимание общую тенденцию отхода от Церкви теперь, мы не можем не предположить наличие и усиление (sic!) здравого элемента в Церковной и общественной жизни. И как разрешится это противостояние в критический момент ведает только Сам Господь, как и говорит о том: "В чём застану, в том и сужду" "последний поместный собор..." Коварная тема... Но, полагаю, Святейший Кирилл, начиная так, не являет здесь итоговой своей позиции. Полагаю, мы будем вспоминать о нём не по этому собору. "силы не есть масса мышечная.." - и тем не менее.. Полагаю, здесь уместно припомнить слова преподобного Серафима - в ответ на вопрос, почему теперь не встречаются у подвижников древние подвиги. Он ведь ответил: "потому, что у людей стало меньше решимости". И в данном случае, думается, ситуация та же: если имеем решимость - силы растут, аще ли же ни - оскудевают. "...дух исходит зримо, как из Софии Цареградской" Знаете, Димитрий, я полагаю, советский дух уйдёт вместе с его носителями. Уйдёт поколение и такого соглашательства с властью уже не будет. Согласен, это "палка о двух концах": такого не будет, но будет .. несколько другое." Но, кажется, это всё же принесёт нам некую новую лёгкость. Поколение изшедших из Египта пало в пустыне - и это не зря. Не забыть мне отца Василия Лесняка. Последние пару лет перед смертью он всё ходил и говорил всем: "мы победили!" - подразумевая победу над коммунистами, над уполномоченными, над всеми, кто контролировал церковную жизнь все его долгие годы служения. Вы знаете, я с ним согласен. Мы победили. И, как бы это сказать... и, даст Бгъ, ещё победим
| |
|
|
Отправлено: 11.11.10 11:26. Заголовок: Батюшка, хочется ещё..
Батюшка, хочется ещё заметить, в том числе и о предыдущем Вашем посте. на какие времена лучше нам ориентироваться; что строить (если мы строим) - XIX век, или XVII, или, может быть, X-й? Или лучшие времена церкви - это апостольский век? Вы знаете, мне представляется возможным сравнить век XIX в Вербным Воскресением для России, когда она вошла, явила себя мiру в полноте своего царственного величия под всеобщую осанну… Конечно же, говорить о возможности построения подобного нынче едва ли приходится. Если не уповать, повторюсь, на чудо преображения. Подобное ведь можно разглядеть в истории. Вспомним князя Владимира, ярящегося в языческих потёмках, убившего брата, разорившего его удел, убившего отца его невесты и взявшего несчастную себе в жёны силой… и вдруг – дивное преображение савлово в крестителя – Ясно Солнышко. Чудо. Но осязая реалии и уповая на невидимое, представляется, что говорить о возможности построении чего-либо, имеющего некие аналогии исторические, всё-таки можно. И тут скорее не Россия ориентиром, но Греция. Без малого четыреста лет под жесточайшим игом сохранившая себя исключительно благодаря православию и деятельному священству. И восставшая из небытия исторического под водительством православного монашества и духовенства, под знаменем Успения. Совершенно без признаков природной власти на своей земле. Тут, правда, аналогия не вполне точна, - существовала на тот период (кстати тот же век 19-й) могучая православная Россия, охранительница веры. Существовали и иные царствующие дома, урезониваемые к помощи Греции домом российским. И получил народ власти из рук Русского царствующего дома и власти были признаны и восстание Греции свершилось. Другое дело – что сотворили эти власти и как дальше повёл себя народ в истории. Но в данном контексте разговора интересен сам прецедент падения ига и восстановления из небытия земной церкви и государства природного. Свершилось это, повторюсь, под водительством именно церковным, изнутри церковности. Не могла исчезнуть бесследно такая традиция, такое наследие, как греческое. Господь не попустил ей пропасть совсем, теплющейся в некоей своей духовной пассионарности, охранительстве и противо-стоянии. Что осталось у нас – Бог весть. Происходящее, в том числе и собор - вколачивают в уныние. И подобен ли уже остаток десятку содомскому? (Интересно, ведь Господь ничего не ответил Аврааму на предложения помиловать город за десяток праведных, просто удалился…) У меня, честно говоря, оптимизма на сей счёт не хватает. Благословите.
| |
|
|
Отправлено: 11.11.10 23:38. Заголовок: "...говорить о в..
"...говорить о возможности построения подобного..." - я не говорил о возможности построить; но лишь о решимости строить. Это разное. Греческий пример, конечно, для нас не может быть приемлем. Таких стран, как Россия, больше нет. Да, и там ведь были реальные турки - в отличие от наших "виртуальных" мусульман
| |
|
|
Отправлено: 16.11.10 23:46. Заголовок: иер.Алексий пишет: ..
иер.Алексий пишет: цитата: | Не забыть мне отца Василия Лесняка. Последние пару лет перед смертью он всё ходил и говорил всем: "мы победили!" |
| "Победа" восхитившая прот. Василия, если не ошбаюсь, хронологически совпала с крушением нашего государства, когда, как говорится, метили в коммунизм, а больно и едва ли не смертельно - попали - в Россию. Позвольте поинтересоваться, батюшка, как Вы считаете, не относилось ли ощущение победы о. Василия к реализованному духоводчеству его в одиозно известном Международном Институте Резервных Возможностей Человека (МИРВЧ)? Поддержанного митр. Смоленским Кириллом, (имею в виду существовавшие договорённости о создании епархиального центра психотерапии) - это уже несколько возвращает заблудшую тему к ветке форума.
| |
|
|
Отправлено: 20.11.10 00:16. Заголовок: Полагаю, к старости ..
Полагаю, к старости у каждого из нас накопится достаточный груз труднообъяснимых слов, действий, событий. (Не зря же Страшный суд именуется "общим позорищем"). Но, несмотря на него, мы сохраним царственность в естестве своё и сможем вполне отвечать за свои слова и действия. Так что, если мы будем говорить "это благо" - мы и будем подразумевать, что это благо; "это победа" - что это победа и это не будет порождением субъективности, миражом старых нервов. я очень надеюсь не потерять адекватности - на склоне дней. И полагаю, что о.Василий не потерял её, не "выжил из ума", - другими словами. Люди, которые его окружали порой выглядели сомнительно; то, что они говорили и как - казалось (а может и было) бредом. Но сам он, полагаю, до самого конца не поскользнулся на своём пути. Кто-то хотел использовать его, питал корыстные планы; однажды в храм явилось целое общество пьяниц (поразительная была служба). Но... не нахожу здесь криминала. Вам разве не случалось недоумевать, оглядываясь назад на тех людей, с которыми Вы общались прежде: как могло такое случиться?! Как мы могли быть вместе?! Пути Господни неисповедимы. И, полагаю, Господь будет судить нас всё-таки не за то, что мы общались не с теми людьми (а за то, как мы общались с ними - насколько нам удалось быть милосердными..) etc., etc.
| |
|
|
|
Отправлено: 16.01.11 00:34. Заголовок: И ещё ссылки на мате..
| |
|
|
Отправлено: 20.01.11 23:13. Заголовок: Помоги Господи Патри..
Помоги Господи Патриарху Иринею. Чем дальше я размышляю об этом сообщении, тем более укреплюсь в мысли, что мы не можем ничего сказать об этом деле. Не будучи свидетелями, не зная фактов, не зная этого человека ... можно сказать только одно: он стал жертвой церковной (а может быть и не только церковной) политики. Пополнив, таким образом список многих и многих. Жаль, что так получилось. И это повод для молитвы о нём. Однако, полагаю, Господь не оставит всё так, как оно есть теперь. Ибо Ему свойственно всё приводить ко благу. И это последняя мысль.
| |
|
|
Отправлено: 23.01.11 00:23. Заголовок: Вы пишете: Не будуч..
| |
|
|
Отправлено: 23.01.11 00:57. Заголовок: Добрый вечер, Димитр..
Добрый вечер, Димитрий. Первые три ссылки не работают .. Послание Святейшего Иринея производит хорошее впечатление. Может быть, всё так и есть и он страдает безвинно. Помоги Господи патриарху Иерусалимскому
| |
|
|
Отправлено: 28.01.11 10:09. Заголовок: Встретилась обширная..
| |
|
Ответов - 56
, стр:
1
2
3
All
[только новые]
|
|
|